Sign in to follow this  
Followers 0
ashat

Балтас-Естеки(Истек,остяг)

12 posts in this topic

Здравствуйте уважаемые друзья я из рода Балтас-Естек(Истек,остяг) младший жуз кете.мой предки пришли из Башкирии по преданию состоим в родстве с Салаватом Юлаевым кто что знает помогите о роде Естек-Балтас.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ashat писал:
Здравствуйте уважаемые друзья я из рода Балтас-Естек(Истек,остяг) младший жуз кете.мой предки пришли из Башкирии по преданию состоим в родстве с Салаватом Юлаевым кто что знает помогите о роде Естек-Балтас.

 

Родина.

Балтачевский_район.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Балтачевский_район

-

РОДОСЛОВНАЯ РОСПИСЬ ИСТЯКОВ.
http://forum.bash-portal.ru/index.php/topic/11918-предки-cеверных-башкир/ 
ДНК обеих  ветвей рода Йылкычи-бия R1a_ Y5977
-
ДНК ПРОЕКТ ИСТЯКОВ
https://www.familytreedna.com/groups/istyaki-z2123/about/background

Share this post


Link to post
Share on other sites
ИСТЯКИ

 

табын, унлар, ирэкте, айле, кудей, балыкЧи, кыргыз, кошсы, танып, бикатин, телеу, кубаляк, тангаур, тамьян, мин

 

РОДОСЛОВНАЯ РОСПИСЬ ИСТЯКОВ.

 

http://www.bashforum.net/index.php?/topic/11918-11918/

 

Четыре подтвержденных истяка по ДНК. И двое по документам.

*

Документы подтверждающие шежере.

РОДОСЛОВНАЯ РОСПИСЬ ИСТЯКОВ.

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazi...2008_1/02/02_3/

*

*

Share this post


Link to post
Share on other sites

РОДОСЛОВНАЯ РОСПИСЬ ИСТЯКОВ.

http://www.bashforum.net/index.php?/topic/11918-11918/

*

О Кунгурской писцовой книге Михаила Кайсарова 1623-1624 гг

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru...ov_M/pred.phtml

*

Кунгурская писцовая книга Михаила Кайсарова 1623-1624 гг

Файзулхак Ислаев - доктор исторических наук

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazi...2008_1/02/02_3/

*

При не работающем сайте "ЭХО ВЕКОВ"

http://zz-project.ru/1623-1624-cherdynskij...ova-1623-1624-g

*

"От средневековых татар к татарам нового времени"

Исхаков Дамир Мавлявеевич - доктор исторических наук.

http://www.tataroved.ru/publicat/ishak.pdf

*

*

*

"Остяцкая земля"

Исхаков Дамир Мавлявеевич - доктор исторических наук.

*

*

1570 гг

".....Письменные источники по “остякам” Среднего Приуралья - а в абсолютном большинстве это русскоязычные документы - достаточно многочисленны и разнообразны. Наиболее ранние из них относятся ко второй половине XVI в. Это, прежде всего, “Житие св. Трифона Вятского, в котором речь идет о миссионерской деятельности Трифона (годы жизни - 1543—1612), около 1570-х гг. поселившегося во владениях “муллинских остяков (от названия речек Муллянок)”. Стр 118.

-

[Но есть и более ранние упоминания Я]

"Так, в 1468 г. воеводы великого князя московского возвращаясь из похода, совершенного “по Каме на низ”, ходили “воюючи Казанскиа же места”, и в Белую Волшку ходили воевати”. В это же время “Казанские Татарове, двести человек, вое-вати же пошли и, дошедъ до тое же Волшки на конех и пометав туто кони у Черемисы, покидоша из Волшки в судех вверх по Каме”. В результате столкновения русских с татарами, последние потерпели поражение и русские “воеводу их Иш-Тулазия изымаша, княже Тарханова сына”. Имея в виду, что эти события происходили довольно близко от места проживания “муллинских остяков”, отмечу, что именно они вели свое происхождение от поколения ... Тарханова..". стр 132

ПСРЛ. -т.11-12. - С.119-120".

-

Далее можно отметить писцовую книгу Ив.Яхонтава 1579 г., в которой по соседству с землями Строгановых по ”Сылве упоминаются “сылвенские татары и остяки”, а также их “улус (под названием “Рожин улус”)........... “Остяки Сылвенско-Иренского междуречья фигурируют наряду с “татарами” и в “Сибирской летописи” (под 1570, 1572, 1573 и 1582 годами), а также в грамотах - Ивана IV Строгановым от 1574 г. и в г. Верхотурье от 1598г. Для первых десятилетий XVII в. (примерно по 1630-е гг.) о “татарах” и “остяках” этого района имеется целый ряд челобитных и других грамот. Наконец, документом особой ценности является “Кунгурская писцовая книга Михаила Кайсарова 1623-1624 гг.”, в которой приводятся подробные сведения об остяках”.... Пермского кр". Стр 118.

*

1572 год

Например, в “Сибирской летописи” под 1572 г. сообщается: “... прииде на реку Каму Черемиса и с собою подговориша Остяков и Башкирцев и Буинцев множество”. Мной было установлено, что под “остяками” в “Сибирской летописи” имеется в виду именно “остяцкое” население Сылвенско-Иренского междуречья. Как видим, в данном случае “остяки” и “башкирцы” упоминаются раздельно. Показательна и грамота, посланная Строгановым в 1572 г. из Москвы по случаю упомянутого выше “черемисского нашествия”, в которой вначале “изменники названы “Черемисами”, “Остяками”, “Башкирцами” и “Буинцами”, а затем, когда Строгановым предписывается их воевать”, они же определены как “Черемисы”, “Остяки”, “Ногаи” и “Буинцы”. В итоге получается, что этноним “башкиры”во втором случае приравнивается этнониму “ногаи”, а название "остяки” сохраняет самостоятельное значение. Стр 120.

РГАДА Ф. 1278. Оп. 2. Ед. хр. 5

1572г августа 6 - Указная грамота великого князя Ивана Васильевича всеа Русии,

http://zz-project.ru/xvi-vek/217-1572-g-uk...etem-stroganova

 

*

1578 год

Еще два примера такого же рода относятся к 1578 и 1586 гг. Согласно “ногайским делам”, в 1578 г. ногайцы “приходили ... в Казанский уезд в остяки на верх Камы воевать”. Это же событие при более детальной характеристике описывается так: “по реке Каме на башкирдцы и на остяки Казанского уезда ... И башкирдцы и остяки, собрався, иных побили ...”… " Стр 120.

*

1469 год

".........сообщение из русских летописей за 1469 г. Под этой датой во многих летописях по поводу сбора войска казанским ханом Ибрагимом, сказано: - 6978 (1470)"....что подлинно собрался на них хан казанский Обреим со всею землею своею. Камскою, и Сыплинскою, и с Костяцкою, и с Беловолжскою, и Вотяцкою, и Башкирскою, и «быть ему на вас на ранней зоре судовою и конною ратью»" стр 131.

История Российская. Часть 4

http://kolomna-biblio.narod.ru/TEXT/T/tw4.htm

*

1618 год

"…. было установлено проживание “остяков” .. в XVI-XVII вв. в бассейнах рек Сылвы, Ирени, Тулвы. Но по отдельным документам видно, что остяцко-татарское” население расселялось и несколько южнее указанного ареала. Так, в “Памяти уфимскому толмачу Ф.Таганееву” от 1618 г., говорится о приходе “... торговать на Ирени Уфимского уезду Акъсиевы волости и Белоканских и Кусщымских и Балакчинских татар и остяков медом и воском с русскими людьми”. В “кущымцах” и “балакчинцах” легко узнаются южные соседи “остяков” и “татар” Сылвенско-Иренского междуречья, известные несколько позже как башкирские племена “кошчы” и балыкчы”......... Название волости -“Акъсиева волость”, возможно, происходит от тюркского названия р.Белой-Акидель. В результате получается, что “остяки”, наряду с “татарами”, жили в начале XVII в. и в междуречье рек Белой и Уфы - там, где начиная с середины XVII в. локализовывались “башкирские” племена кошчы, балыкчы, бикатин и сызгы...........стр 120

-

"...Племя “кошчы”, согласно преданиям, было в близком родстве с балыкчинцами. Несмотря на тесную связь данной группы с этническими “ормированиями периода 3олотой Орды, “родство” ее с племенем балыкчы”, отчасти раскрывает “остяцкое” происхождение племени “кошчы”. Об этом же может свидетельствовать нахождение группы кошчы в первой половине XV в. в Западной Сибири, …" Стр 127.

-

".......но в XIV в. [14 век начинается с 1301года Я] ......... Племя кошчы в своей истории также пережило период нахождения в низовьях р.Белой и по р.Ик (напротив г.Елабуга). Там же примерно в одно время находились и балыкчинцы...... Р.Г.Кузеев стр318, 216-217 ПБН. Стр 128.

*

1621 г

"Архив Санкт-Петербургского РАН, ф,122, оп.1, ед.хр.475. - л.1. Там сказано: “Се я, Карабай, Абдалов сын, верх-юрманский татарин, да Байса Акбашев сын, иренский татарин, да Турсунбайко Терегулов сын, я, Атайко Аскильдеев сын, оба верх-сылвенские остяки”. По меньшей мере двое из них - один как “татарин” (Карабак Акидалов), другой как “остяк” (Оскай Аскильдин) - фигурируют и в писцовой книге 1623-24 гг. (См.: Кунгурские писцовые - С.130, 135). Правда, имена их несколько искажены, но это может быть и результатом трудностей прочтения для издателя текста книги". Стр 137.

-

"Били нам челом Сылвинские и Иренские ясашные Тотарове Баиска Акбашевъ да Турсумбайко Терегулов и во всех Сылвинских и Иренских Татар и Остяков место,..."

1621 Марта 15. Царская грамота в Пермь Великую

http://zz-project.ru/xvii-vek/145-1621-mar...v-i-pritesnenij

*

1623 год

"По писцовой книге 1623—24 гг. под шапкой “Карьев улус” и “карьевские остяки”, на р.Ирень названы Тойгулды Терегулов, Ищдевлетко Карьев, Бектеярко Карьев и Елбай Карьев. Однако они же известны как “татары” - “иренский ясачный татарин Токилдейко Терегулов” в 1619 г. “иренский татарин Ишдевлет Карьев и его брат Байтеряк Карьев в 1619 г. “ясачный татарин Енбайко Карьев” в 1619 г. Та-кое же положение видно и из других документов. Так, в 1606 г. известны “сылвенские и иренские остяки Акильдейко Ондреев с товарищи” .. ".Стр 135.

Архив Санкт-Петербургского РАН, ф.122, оп.1,

http://zz-project.ru/1623-1624-cherdynskij...ova-1623-1624-g

*

*

"....... данные русских летописей за 1469 г. о сборе войск казанским ханом Ибрагимом, когда в составе “всей земли”, подчиненной этому хану, называются “Костяцкая”, “Беловолжская” и “Бакшырская” (Башкирская) территории, то подконтрольность северо-западного Приуралья Казанскому ханств” ........Между прочим, даже из летописного сообщения за 1469 г. видно, что “башкиры” или “Башкирская” территория, оказались вне рамок “Костяцкой и “Беловолжской” частей владений Казанского ханства. Стр 150-151.

"От средневековых татар к татарам нового времени Стр. 114 - 174.

http://www.tataroved.ru/publicat/ishak.pdf

*

*

“Костяцкая” земля в Казанском ханстве - Истякский юрт.

*

*

*

"Казахский исследователь О.Сулейменов возводил этноним «иштек» к значению 'внутренний род. О.Сулейменов отмечал, что 24 рода огузов согласно эпосу делились на два крупных объединения — иш-огуз (iч-огуз) — «внутреннее племя» и ташогуз — «внешнее племя», что сохранилось в ассирийских источниках, как самоназвание скифов".

*

*

1300 гг (Хорезм).

Рабгузи, в предисловии своей книги Киссаи - 1309—10 годы, написал.

“Дабы было понятно ИСТЯКАМ, пишу на этом языке”.

http://bse-soviet-encyclopedia.info/%D0%91...%83%D0%B7%D0%B8

 

*

1500гг.(Самарканд)

Рузбехан Исфаганский, живший при дворе Шейбани-хана в самом начале XVI в., описал жизнь пророков «для народа иштякского»"

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рузбихан

*

1505 г

- Уставная Грамота Перми Великой (Список В. Берха) - 1-я сгоревшая.

http://zz-project.ru/xvi-vek/507-1505-1533...spisok-v-berkha

"….а кто взыщет Великопермец или Усолец на гостех на устюжских, или на Вычегжанине, или на Вятчанине, или на Вогуличах, или на Остяках, или на ином каком ни буди, и Наместник на тех Пристава даст и судит и управу чинит его….."

*

1553 г

декабря 26, - Уставная грамота Перми Великой – дубликат

http://zz-project.ru/xvi-vek/259-1553-g-de...a-permi-velikoj

"... великий князь Иван Васильевич....А хто взыщет великопермец или усолец на гостех на устюжских или на вычегжанине , или на вятченине, или на вогуличах, и на остяках, или на ином на ком нибуди, и наместник на тех пристава даст и судит, и управу чинит."

*

1623 год - (Карьев улус) - Перепись Перми Великой 1623-1624

Истякский молельный камень указан, как "межевой столб" вотчин

(еще не мусульмане)

ГАПО - Ф. 16. ОП.1. Д. 198. Л. 35-39.

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazi...2008_1/02/02_3/

-

http://zz-project.ru/1623-1624-cherdynskij...ova-1623-1624-g

-

Согласно родословной росписи племени Балыкчи и Сыскы после 1650-х годов, началось знакомство с исламом - "началось наречение арабских имен".

*

1636 г. - Возвышение Соли Камской

http://zz-project.ru/permskaya-starina-vyp...ie-soli-kamskoj

"Кунгурского уезда, распространялись....на запад — до Сылвы, Шаквы, Ирени и других рек, смешиваясь там с поселениями Татар и одноплеменных Остяков."

*

*

*

Об этнониме ИСТЯК.

Нам без разницы кто, где, когда и как его произносил и произносит: - иштек, эштек, остяк, кто по особенности речи своего народа, кто просто по неведению, а кто и по злому умыслу.

-

К счастью у ИСТЯКОВ ПЛЕМЕНИ БАЛЫКЧИ нет проблем с произношением буквы "С" в собственном этнониме, как ИСТЯК, как нет проблем с произношением буквы "Ч" в именах своих пра.....дедов: -

БАЛЫКЧИ, КЮЧКИЛЬДЫ, ТЮЛЬКЮЧУРА, ЧИНМУРЗА ........

*

*

Д.М Исхаков стр 131 "........Стало быть табынцы, бывшие частью золотоордынских или кыпчакско-ногайских групп, были сильно перемешаны с более ранними тюркско-угорскими группами. Совершенно не случайно обнаружение Д.Г.Тумашевой в Тюменской обл. таких топонимов, как Пигэтин (Бикатун), Юрмы, Иштэк (названия татарских деревень Вагайского района)."

-

Д.М.Исхаков - вцепившись в высказывание Р.Г.Кузеева об истяках, проделал титанический труд и выложил документы подтверждающие родословную роспись племени Балыкчи, за последние 550 лет, а также доказал, что -

ИСТЯКИ БАЛЫКЧИНЦЫ, самостоятельный древний этнос из господствующей золотоордынской группы азиатских племен.

-

От столкновения самолюбий двух гигантов истории, истяки балыкчинцы получили документы для подтверждения родословной росписи своих прадедов.

*

*

А с помощью ДНК!!!, вставшей на службу этнографии, удалось:

-

1. Задокументировать родословную роспись племени и занять свое место в истории.

2. Доказав, что родоначальник племени Балыкчи табынский бий, и этим потвердеть документы опубликованные Д.М.Исхаковым, что истяки балыкчинцы "часть золотоордынских или кыпчакско-ногайских групп".

3. Доказать, что ИСТЯКИ племени БАЛЫКЧИ ничего общего не имеют с ранее высказанными определениями касаемо нашего племени разными этнологами и разного сорта любителями от науки, на основании этимологии, созвучии и болтологии.

4. Доказать, кровнородственность всех родов племени и принадлежность его к роду R1a1a - Z2123>>>>Y8705

*

*

*

Share this post


Link to post
Share on other sites

*

*

Хороший сайт подкинул напарник по поиску, нашедший его в Google по поиску слова "остяк".

 

На двух листах, с 1 по 20 и с 21 по 33

http://zz-project.ru/component/search/?sea...ll&limit=20

 

*

Здесь истяки названы остяками и проходят под общим названием камской чуди.

Вероятно, составитель сайта продолжает повторять определение данное истякам одним из башкирских ученных и много лет висевшее в "wikipedia".

"Разнит их с современными хантами только то, что они, в отличие от хантов, являются хантами отатарившимися. Вот так вот и не иначе!"

 

Одним словом хороший сайт с подборкой документов по истякам.

Только не надо, стеснятся или боятся собственного этнонима ИСТЯК, который возможно произошел от имени одного из ВЕЛИКИХ ПРАДЕДОВ.

*

Здесь задокументирована и откочевка истяков на древнюю родину, под натиском империи.

 

http://zz-project.ru/bibliotechka/694-k-vo...i-kamskoj-chudi

" Куда-же могли бежать тысячи пермяков в царствование Петра I? Имеются указания, хотя не проверенныя, что по р. Оби в Тобольской губ. под именем остяков живут целыя деревни, говорящие совершенно тем же наречием, каким говорят современные Иньвенские и Чердынские пермяки. Эти последние, видавшие Тобольских остяков, удивляются теперь, что где-то в Сибири, за целыя тысячи верст, встречают своих соплеменников под названием остяков [4] "

*

" Вновь закрепощенные Пермичи с князьями выразили протест свой тем, что ушли, в числе, может быть, 20 — 30 тысяч человек, от Строгановых за Урал в течение 12 — 13 лет, т. е. ко времени переписи Строгановских вотчин Воронцовым Вельяминовым, и в 1715 году у Григория Новицкаго являются остяками Пермскаго наречия, живущими в Тобольской губернии.... "

 

*

Есть и челобитные местных кнезей.

http://zz-project.ru/xvii-vek/145-1621-mar...v-i-pritesnenij

 

"Били нам челом Сылвинские и Иренские ясашные Тотарове Баиска Акбашевъ да Турсумбайко Терегулов и во всех Сылвинских и Иренских Татар и Остяков место,..."

 

*

Есть и грамоты с почетом царей выданных истякам.

 

http://zz-project.ru/xvi-vek/543-1586-g-av...brat-s-nikh-dan

" 1586 г. августа. — Грамота с прочетом царя Федора Ивановича сибирским воеводам о разрешении обским остякам платить дань на Вымь и о запрещении ратным людям нового городка на Оби воевать этих остяков и брать с них дань "

*

Короче - "ищите и обрящете"

Share this post


Link to post
Share on other sites
Четыре подтвержденных истяка по ДНК. И двое по документам.

*

Документы подтверждающие шежере.

РОДОСЛОВНАЯ РОСПИСЬ ИСТЯКОВ.

http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazi...2008_1/02/02_3/

/02/02_3/]http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazi...2008_1/02/02_3/[/url]

*

 

 

ИшО один истяк.

 

Род сыскан племени БалыкЧи.

248625

13 24 16 11 11,15 12 12 12 13 11 30

http://www.familytreedna.com/public/siberi...ection=yresults

Share this post


Link to post
Share on other sites
ИСТЯКИ

-

"Bashkort"

"Иштяки", "скифы", "арии" R1a-L342 - табын, унлар, ирэкте, айле, кудей, балыксы, кыргыз, кошсы, танып, бикатин, телеу, кубаляк, тангаур, тамьян, мин

http://forum.molgen.org/index.php/topic,33....html#msg124664

 

*

РОДОСЛОВНАЯ РОСПИСЬ ИСТЯКОВ.

http://www.bashforum.net/index.php?/topic/11918-11918/

*

*

табын, унлар, ирэкте, айле, кудей, балыкЧи, кыргыз, кошсы, танып, бикатин, телеу, кубаляк, тангаур, тамьян, мин

*

Указанный список потихоньку подтверждается.

*

Бикатин - через каракалпаков.

Хотя навряд ли этноним ИСТЯК, имеет такие глубокие корни во времени, судя по ДНК каракалпаков.

 

На очереди танып, с ними все просто осознают себя балыкчинцами – ДНК на подходе.

*

К списку добавились: - катай

и

XI ПЛЕМЯ ДУВАНЕЙ, ДУВАН

1. Род елкысы = йылкычи – балыкчи

 

http://ufagen.ru/bashkir/plemena/northwest

*

В открытом доступе.

http://www.familytreedna.com/public/Bashqo...ection=yresults

Share this post


Link to post
Share on other sites
табын, унлар, ирэкте, айле, кудей, балыкЧи, кыргыз, кошсы, танып, бикатин, телеу, кубаляк, тангаур, тамьян, мин

*

Указанный список продолжает подтверждаться.

 

И еще один истякский "мутант" (вернее истяк с редкой мутаций).

*

13 24 16 10 11-15 12 12 12 13 11 31 - № 285632.

13 24 16 11 11-15 12 12 12 13 11 31 - при базовом гаплотипе племени.

*

Родовая принадлежность уточняется (ну очень важный истяк!)

Share this post


Link to post
Share on other sites
кошсы,

 

Первый истяк с подобной мутацией.

Род Колсокай племени Кошсо.

 

13 24 16 11 12 15 12 12 12 13 11 31 - Кошсо

13 24 16 11 11-15 12 12 12 13 11 31 - при базовом гаплотипе племени.

 

Кому как вздумается, так и "мутируют".

http://balikchi.narod.ru/index0059.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites
РОДОСЛОВНАЯ РОСПИСЬ ИСТЯКОВ.

 

Обновлены посты за №4 и №5.

В связи с добавлением материала с вновь открытого сайта -

 

История земли Пермской.

http://zz-project.ru/

*

*

*

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0