ashat

Алимулы: Каракесек.

24 posts in this topic

Хотелось бы побольше информации узнать об это роде.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Старшего сына Кыдуара, прародителя алимулы, звали Кайырбай. Кайырбай жил бедно, в связи с чем люди называли его также и Каракесеком (от кара «чёрный»; кесек «комок, брусок, ком глины»). У Кайырбая (Каракесека) было две жены. От старшей жены родился Байсары, от младшей- Алим и Шомен. У Байсары было два сына- Бозаншар и Майлыбай. У Майлыбая не было детей. В одном из сражений погибает Байсары. Его жена Кетебике выходит замуж за Алима, брата Байсары. От Алима у Кетебике рождается Тойкожа. Со временем уходит в мир иной Алим. Кетебике берёт к себе в жёны Шомен. У них рождается сын Туменкожа. Дети Кетебике- Бозаншар, Майлыбай, Тойкожа и Туменкожа, в память о своей матери стали именовать себя Кете. Потомки Бозаншара и Туменкожи стали называться ожырайкете или каракете, а потомки Тойкожи- аккете.

У Алима среднего сына Кайырбая было шесть сыновей- Жаманак (шекти), Карамашак (торткара), Айнык (карасакал), Тегенболат(карасакал), Уланак (каракесек) и Тойкожа (аккете).

Сохранилось предание, повествующее о том, как за Уланаком закрепилось имя Каракесек. На склоне лет Кайырбай (Каракесек) взял себе на воспитание одного из внуков, назвав его своим сыном. Им оказался сын Алима- Уланак. После смерти Кайырбая (Каракесека), его названный сын наследовал его имущество. В память о своём названном отце Уланак закрепил за своим родом имя Каракесек.

Share this post


Link to post
Share on other sites
214280 G - Из рода Алим. Скорее всего была определенная связь между алшынами и аргынами.

Однако все остальные Алимы в проекте С3, за исключением одного у которого J2. Так что наверное говорить о связи в данном случае уместно в том плане как связь через близкую территорию проживания, через взаимоотношения родов, но никак не генетическую связь. имхо конечно

Share this post


Link to post
Share on other sites

G1a у Шурена, этот подрод рода Шекты, а не Каракесека. Подрод Шурен расположен в притык к токал Аргынам. Насчёт "Каракесек" - это не имя, а прозвище, так называли бедняков. По этому Аргынский и Алимовские Каракесеки никак не связаны.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Однако все остальные Алимы в проекте С3, за исключением одного у которого J2. Так что наверное говорить о связи в данном случае уместно в том плане как связь через близкую территорию проживания, через взаимоотношения родов, но никак не генетическую связь. имхо конечно

 

J2 - Шекты - мадели жиеновский подрод.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Почему вы думаете не связаны .

 

1 . границы проживание родов соприкасались

2 . схожесть родов по названию

3 . при этом присутствие так и аргынов у алимов ,так и алимомов у .

 

Скорее всего возможно ИМХО думаю что легенда о бедняках была вымышлена ???

 

Ну так G1a не у Каракесека Алимовского)) а у Шекты)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну пока еще сами Каракесеки полностью не тестировались ,то что есть уже можно взять и в оборот ))))

 

а Вы территариально предтавляете насколько эти оба Каракесека далеки?

Share this post


Link to post
Share on other sites
казахи кочевой народ

 

т.е. невсчёт что у них есть настоящие имена?

Share this post


Link to post
Share on other sites
слышал я эту историю о том что каракесек была женщина из рода то ли кыпчаков то ли ????

 

возможно ошибаюсь

 

По мойму Вы путаете с Кете. Она была женщиной по имени Кетебике из рода Кердери.

Share this post


Link to post
Share on other sites
тут можно отнести несколько фактор как и у киргизов . Допустим определенный человек переходил от одного рода к другому , он автоматический забывал свой прежний род ,становился васалом. При этом назывался имением этого рода .

 

У казахов, есть род Киргиз. Они в большей части в Среднем жузе.

Share this post


Link to post
Share on other sites
По мнению авторитетных исследователей, рода первого отдела ведут свое происхождение от переселенцев с юга (из Семиречья, где в IX-XII в.в. была известна местность Аргу). В частности самое многочисленное подразделение аргынов – каракесеки (свыше 20 % численности аргынов в начале XX в.) считают себя потомками некого Болат-кожи, по прозвищу Каракесек (булыжник). Имя Болат-кожи исследователи соотносят с подразделением карлуков (булак), населявшего «страну Аргу» в бассейне реки Талас (Махмуд Кашгари)

 

Уж Махмуда Кашкари, я читал. Про Каракесека не слова. Но полюбому что бы оно не означало это прозвище.

Share this post


Link to post
Share on other sites
У казахов, есть род Киргиз. Они в большей части в Среднем жузе.

В Меньшой Орде есть отделение қырғыз рода Шекты, они по словам З. Байдосова присоеденились к шекты в 17 веке или в начале 18 го;

киргизы Средней Орды это пленные Аблай хана.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну вот у меня сомнения на счет того вообще откуда у аргынских каракесеков это название , тут как мы видим огромное поле для интерпретаций . Хотя фактор близких границ ,и схожесть родов , по моему не был замечен. Еще плюс к этому ДНК самих аргынов у алимов.

есть одна довольно стройная и четкая теория выстроенная на схожести названий родов и подродов, и схожести тамг, но в свете получаемых данных ДНК она не подтверждается. Плохо что пока выборка по ДНК не такая репрезентативная, ну нехочет наш народ тестироваться, это пока лишь вопрос времени.

 

Фактор близких границ будет влиять на частоту появления исключений среди общих днк данных (пример 1 результат с G среди большего количества С3)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Давайте отойдем от банальности и немного поразмыслим.

 

1. В степи как мне известно определенные рода переходили к один родам не по своей воле ,тут много факторов , голод , защита , и т д .

2. Как и с родом у киргизов ,мы видим что ни назвались родом шекты не от лучшей жизни ,а по нужде - защита , и т д

3. Схожесть родов и границы прилегающее двух родов , как раз таки говорит нам что эти рода контактировали с друг другом - и в этом контакте переход одного рода к другому может быт и был.

 

Не стоит отходить от бонального. У кыргызов исторический и генеалогический зафиксированные связи остались с родичами. А тут мы не имеем нечего, кроме как со схожим названием. Ждём последующих данных по Алимовских Каркесеков. И не делаем выводы раньше времени.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Давайте отойдем от банальности и немного поразмыслим.

 

это только мне одному кажется, что мы обсуждаем очевидные вещи?

 

поменял род название, сменилось несколько поколений и уже новые поколения забыли про этот переход и считают себя частью этого рода, но генетически то ничего не изменилось. если бы это происходило между генетически родственными родами то по анализу днк я думаю мы бы особо ничего и не заметили бы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
это только мне одному кажется, что мы обсуждаем очевидные вещи?

 

Не вам одному.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Хирург вы наверно не так поняли я утверждал что Аргыны как раз взяли имя рода каракесек который относился к Алимам .

Имя каракесека Болаткожа, каракесек прозвище, также у Уланака прозвище Каракесек.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я вообще скептический отношусь к мифам ,в том числе откуда прозвище у Болатакожы.

Оно может возникнуть также как возникло прозвище у Уланака.

Share this post


Link to post
Share on other sites
У Алима среднего сына Кайырбая было шесть сыновей- Жаманак (шекти), Карамашак (торткара), Айнык (карасакал), Тегенболат(карасакал), Уланак (каракесек) и Тойкожа (аккете).

Сохранилось предание, повествующее о том, как за Уланаком закрепилось имя Каракесек. На склоне лет Кайырбай (Каракесек) взял себе на воспитание одного из внуков, назвав его своим сыном. Им оказался сын Алима- Уланак. После смерти Кайырбая (Каракесека), его названный сын наследовал его имущество. В память о своём названном отце Уланак закрепил за своим родом имя Каракесек.

Ну у аргынов есть жогары шекты и томен шекты, но ведь это же не от наших Шекты пошло, а связано с тамгой. Также у Болаткожы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
У Алима среднего сына Кайырбая было шесть сыновей- Жаманак (шекти), Карамашак (торткара), Айнык (карасакал), Тегенболат(карасакал), Уланак (каракесек) и Тойкожа (аккете).

Сохранилось предание, повествующее о том, как за Уланаком закрепилось имя Каракесек. На склоне лет Кайырбай (Каракесек) взял себе на воспитание одного из внуков, назвав его своим сыном. Им оказался сын Алима- Уланак. После смерти Кайырбая (Каракесека), его названный сын наследовал его имущество. В память о своём названном отце Уланак закрепил за своим родом имя Каракесек.

Ну у аргынов есть жогары шекты и томен шекты, но ведь это же не от наших Шекты пошло, а связано с тамгой. Также у Болаткожы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
это разные вещий ,при этом это не прозвище ,а имя рода который он унаследовал .

Каракесек прозвище Кайырбая, от него передалась Уланаку.

Share this post


Link to post
Share on other sites
У Болаткожи это прозвище - которое по каким то мифическим сображениям превратилось в название рода. Вот тута и возникают сомнения откуда у него это прозвище ,не от Каракесеков ли, ведь племена Аргынов как нам известно контакировали с Алимами ,в том числе и нашли ДНК Аргынов у Алимиов.

Каракесеки аргынов и Каракесеки Мл.жуза не одно и тоже, один человек ни о чем неговорит.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А как вы думаете откуда прозвище у Болаткожи.

Я пока незнаю откуда, не изучал шежире аргынов-каракесеков.

Может знает Асан Кайгы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Племя каракесек являлось в прошлом одним из основных племенных подразделений казахов Младшего жуза, входящее в поколение алимулы. Наиболее близким каракесекам-алимулы является крупнейшее племя Среднего жуза аргын, в составе которого имеется подразделение каракесек (свыше 20 % от общей численности аргынов в начале XX в.), происхождение которых связывается со «страной Аргу» в бассейне реки Талас. В период монгольского завоевания территории Аргу (1218-1219 г.г.) часть ее населения ушла на север и запад, возможно именно тогда каракесеки разделились на две части.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now