Sign in to follow this  
Followers 0
Itur

Взаимоотношении: младший жуз и башкиры

17 posts in this topic

Где то читал что башкиры неплохо смешивались с младшим жузом, в частности Бурзяне, вроде бы у них даже есть рода или подрода созвучные нашим.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Где то читал что башкиры неплохо смешивались с младшим жузом, в частности Бурзяне, вроде бы у них даже есть рода или подрода созвучные нашим.

Подрод бурзян ягалбай часто сравнивают с жагалбайлы, но без ДНК данных вряд ли можно что-то сказать.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Подрод бурзян ягалбай часто сравнивают с жагалбайлы, но без ДНК данных вряд ли можно что-то сказать.

Также слышал что есть подрод Усерган который называется "аргын казах" или вообще род Баюлу-бурзян, и еще другие Созвучий много, но вот сравнить бы по ДНК...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Также слышал что есть подрод Усерган который называется "аргын казах" или вообще род Баюлу-бурзян, и еще другие Созвучий много, но вот сравнить бы по ДНК...

думаю тут просто созвучия

Share this post


Link to post
Share on other sites
Где то читал что башкиры неплохо смешивались с младшим жузом.

 

Да это так, много об этом слышал. Но обменивались женщинами, так что по мтДНК думаю запросто найдём родство.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гаплогруппа С Башкирская ветвь

По базе Э.К.Хуснутдиновой

Гаплогруппа С - 1 человек с Абзелилово, 6% стерлибашевских башкир, 17% оренбургских башкир.

1) C-М130 (хМ48) - 2% стерлибашевских, 5% западно-оренбургских башкир и 1 человек из Абзелиловского района.

2) С-М48 - 4% стерлибашевских, 12% западно-оренбургских башкир.

http://forum.molgen.org/index.php/topic,4637.0.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это те которые часть мингов, думаю будет как у всех мингов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет не по меркитам ни по мингам.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Значит данных нет пока ????

Вряд ли они С3с. Меркиты Башкиров занимают 4 больших района, не включая Мингов, т.е. они относительно многочисленны, а С3с у башкир минимальный.

j5ARGf9Y-bQ.jpg

Концентрат С3с у Башкир в Оренбургской области. Это с большой вероятностью у них от казахов, а не у казахов от них. (Ещё кластеры не известны. )

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересная статья о казахах записавшихся башкирами, может по этому среди башкир встречается C3c?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Интересная статья о казахах записавшихся башкирами, может по этому среди башкир встречается C3c?

 

http://www.work.vegu.ru/vegu/vestnik/DocLi...D0%B2%D0%B0.pdf

 

В основном в статье говорится о соседском проживании, и это правильно, всё таки как никак Оренбург был столицей, с начало младшего жуза, потому всего Казахстана целом. Однако, стоит и упоминуть и о менее приятных событиях...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока Аблай и преданные ему малосильные султаны с подвластными им казаками Средней орды опустошали Зюнгарию, Меньшая орда сражалась с единоверцами своими башкирами и нанесла им такую обиду, которая произвела в обоих народах вражду, доныне еще не совсем погасшую. Чтобы яснее описать это происшествие, надобно представить картину тогдашней Башкирии.

 

Быв под властию России со времен царя Иоанна Васильевича Грозного, она уже не раз поднимала знамя бунта и не раз была за то наказана. Бедствия, ей нанесенные возмущением, начавшимся в 1735 году, едва прекратились в 1742. Сколь ни было тяжело положение ее в течение сих семи лет и сколь ни велико число ее жителей, тогда пострадавших или совсем погибших, однако ж, остальные недолго пробыли в покое: 18 мая 1755 года они опять взбунтовались. Пламя вспыхнуло и началось убийствами россиян во всей Башкирии не только в один день, но почти в один час. Причиною оного были рассеянные везде возмутительные письма одного муллы по имени Батырша, который, упрекая всех правоверных мусульман в повиновении христианам, заклинал каждого верующего в бога и Магомета взяться за оружие, и уверял, что обреченные на гибель в сей священной брани удостоятся вечных наград, обещанных Кораном. Таковые же письма посланы им были в Казань к татарам и в орды казачьи. Сии последние, не упуская случая, действительно тотчас начали делать набеги на русские границы под видом помощи башкирам .

 

Положение Оренбургской линии сделалось тогда весьма опасным. Она была растянута более, нежели на тысячу верст, отделена от внутренних поселений русских и окружена с севера башкирами, а с юга — киргиз-казаками, большая часть так называемых крепостей и форпостов ее не имели укреплений, гарнизоны были малосильны. Словом, при малейшей неудаче все пограничные жители, исключая оренбургских, защищенных крепостию, могли погибнуть. К счастию, краем сим тогда управлял Неплю-ев: присутствие духа и деятельность его наблюдательного ума отвратили грозившую беду. Он немедленно соединил в нужнейших точках войска, под его начальством бывшие, тотчас потребовал подкреплений из Казани, с Дона от казаков и с Волги от калмыцкого хана, между тем вооружил против башкиров тептярей и мещеряков 54, обещал прощение тем из возмутившихся, которые изъявят раскаяние, а за голову Батырши и его первых помощников назначил важные денежные награды. В киргиз-казачьи орды тайно послал он от имени оренбургского ахуна на татарском языке объявления, в которых сей старейшина магометанского духовенства будто бы похвалял восстание башкиров, но опасался, что они, сделавшись независимыми от России, нападут на киргиз-казаков и поработят их.

 

Когда вспомогательные войска пришли и вступили в Башкирию, то жители ее, не имея сил противиться соединенным против них русским, калмыкам, тептярам и мещерякам, бежали с женами и детьми в числе 50000 человек за Урал. Множество из них перебито при переходе чрез реку, прочие скрылись в киргиз-казачьих ордах. Оставшиеся в жилищах своих просили пощады, но раскаяние их было нечистосердечно, и все ожидали нового возмущения. Для предупреждения оного, особенно же для воспрепятствования башкирам соединиться с киргиз-казаками, Неплюев принужден был приступить к мере весьма жестокой, но в то время и в том крае необходимой. Он отдал во власть киргиз-казаков жен и детей тех башкиров, которые бежали к ним из России. Министерство Елисаветы желало обезопасить границу средствами более сообразными с правилами человеколюбия и кротости, но должно было уступить силе обстоятельств, и Неплюев известил письмами хана, султанов и знатнейших старейшин киргиз-казачьих, что все жены и дочери скрывающихся у них башкиров отдаются им с тем, однако ж, чтобы они мужей и отцов выдали на линию или, по крайней мере, изгнали из орд казачьих. За выдачу беглецов были обещаны и другие награды.

 

Сластолюбивые киргизы с жадностию поспешили овладеть предоставленными им женщинами. Башкиры стали защищать свои семейства, но будучи малочисленны, не могли устоять и частию на месте лишились жизни, частию были выданы русским или сами возвратились в свои жилища с твердым и нетерпеливым намерением отмстить казачьим ордам.

 

Гнев и ревность немедленно вооружили в Башкирии толпы мстителей, кои просили у начальства позволения ехать за Урал. Неплюев отвечал, что государыня не позволяет переходить границу, а между тем тайным образом велел начальникам крепостей и кордонов не замечать самовольных переходов из Башкирии в степи зауральские. Пользуясь мнимою оплошностию стражи русской, толпы башкиров устремились в орды казачьи, и, нападая на них, грабили, убивали, разоряли, а жен и детей увозили.

 

© А. И. ЛЕВШИН "ОПИСАНИЕ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ"

Share this post


Link to post
Share on other sites
род Баюлу-бурзян

 

по Байулы башкирским и нашим тут теперь точно просто созвучие, башкирская легенда про их Байулы:

 

Род Байулы

В старину проживал батыр, сердце которого было двойным — кушюряк. И называли того батыра Кушлаком. Он был искусным охотни­ком, и в стрельбе не было ему равных соперников.

 

Однажды он перестрелял всю дичь, всю птицу озера Шульганкуль, а сам улегся спать. Выходит из озера сам хозяин Шульганкуля и го­ворит ему так: «Не стреляй мою дичь, не убивай птицу. Я дам тебе за это скот».

 

Согласился Кушлак-батыр и отдал хозяину озера всю набитую им дичь и птицу. Взамен хозяин озера вывел из своих владений множество лошадей. Да вот какая досада: когда из озера выходили табуны да косяки лошадей, оглянулся Кушлак, а этого нельзя было делать. Ржу­щие и фыркающие лошади стали поворачивать назад и вновь уходить в воды своего озера. На суше остались лишь те, что успели удалить­ся от озера. Вот они-то и достались Кушлаку.

 

Стал охотник вылавливать принадлежащих ему коней, а это было очень трудно сделать — как-никак скот-то дикий. Вот и не выдержал Кушлак — так и умер за этим делом. Остался у него сын. И так как у него было теперь много скота, то джигита стали называть БАЙУЛЫ (бай улы — сын бая).

 

Вот откуда происходит род Байулы, и относится он к племени бурзянцев. С тех пор озеро Шульганкуль стали называть Елкы-сыккан — Озеро, откуда вышел скот.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Башкирская легенда по роду Табын

 

Табынцы

 

В очень давние времена табынцы жили на Алтае. Даже само имя табын означает Алтай (?). Когда-то на Алтае жили и уйгуры; наши предки были уйгурами. Однажды предводитель табынцев повел сородичей с Алтая на Иртыш. У него был струнный инструмент, и он под звуки воли Иртыша сочинял мелодии, которые и сейчас поют табынцы. Когда на Иртыше стало много народа, табынцы ушли на реку Белую.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Башкирские семиродцы, по легенде вышли из ногаев

 

Семиродцы

 

Южнее нас в давние-предавние времена жили туркмены, найманы, таджики и ногайцы. Они без конца враждовали между собой из-за земель. Однажды ногайцы оставили свои земли и взяли путь на север. В дороге им встретилась волчья стая. Тогда глава ногайцев сказал: «Там, где стая остановится, мы и обоснуемся».

 

Волчья стая, разделившись, расселялась в лесах Урала и долинах Агидели. Ногайцы тоже разделились на родовые группы и обоснова­лись в семи местах.

 

Тамьянцы и катайцы остались в верховьях Агидели. Ниже остано­вились бурзянцы, еще ниже — тунгаурцы. А у истока реки остановился белый род башкир(цев). Кипчаки заняли долины реки Ик, а наши края — занял род усергенцев.

 

Позже между этими родами и казахами началась вражда, они со­вершали набеги (барымта) друг на друга. Во времена барымты среди башкир выделялись батыры: у долины Кесе Сурэм — Сура-батыр, в Юлдашево — Кук кашка-батыр, в Муйнакове — Котор-батыр.

 

После многих столкновений Котор-батыр вынужден был покинуть родные края. Место, где обосновался Котор,— верховья реки Садалы — называется Муйнак йорто. Несколько позже Муйнак, сын Котора, рас­селил своих четырех сыновей на землях, где жил их дед. Отсюда и об­разовались деревни: Верхне-Муйнаково, Нижне-Муйнаково, Мало Муйнаково.

 

Дорогу, по которой уходил Котор-батыр, называют Кюс-юлы (ка­раванная дорога), она идет через гору и находится в шести километрах от деревни Садалы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Пока Аблай и преданные ему малосильные султаны с подвластными им казаками Средней орды опустошали Зюнгарию, Меньшая орда сражалась с единоверцами своими башкирами и нанесла им такую обиду, которая произвела в обоих народах вражду, доныне еще не совсем погасшую. Чтобы яснее описать это происшествие, надобно представить картину тогдашней Башкирии.

 

Быв под властию России со времен царя Иоанна Васильевича Грозного, она уже не раз поднимала знамя бунта и не раз была за то наказана. Бедствия, ей нанесенные возмущением, начавшимся в 1735 году, едва прекратились в 1742. Сколь ни было тяжело положение ее в течение сих семи лет и сколь ни велико число ее жителей, тогда пострадавших или совсем погибших, однако ж, остальные недолго пробыли в покое: 18 мая 1755 года они опять взбунтовались. Пламя вспыхнуло и началось убийствами россиян во всей Башкирии не только в один день, но почти в один час. Причиною оного были рассеянные везде возмутительные письма одного муллы по имени Батырша, который, упрекая всех правоверных мусульман в повиновении христианам, заклинал каждого верующего в бога и Магомета взяться за оружие, и уверял, что обреченные на гибель в сей священной брани удостоятся вечных наград, обещанных Кораном. Таковые же письма посланы им были в Казань к татарам и в орды казачьи. Сии последние, не упуская случая, действительно тотчас начали делать набеги на русские границы под видом помощи башкирам .

 

Положение Оренбургской линии сделалось тогда весьма опасным. Она была растянута более, нежели на тысячу верст, отделена от внутренних поселений русских и окружена с севера башкирами, а с юга — киргиз-казаками, большая часть так называемых крепостей и форпостов ее не имели укреплений, гарнизоны были малосильны. Словом, при малейшей неудаче все пограничные жители, исключая оренбургских, защищенных крепостию, могли погибнуть. К счастию, краем сим тогда управлял Неплю-ев: присутствие духа и деятельность его наблюдательного ума отвратили грозившую беду. Он немедленно соединил в нужнейших точках войска, под его начальством бывшие, тотчас потребовал подкреплений из Казани, с Дона от казаков и с Волги от калмыцкого хана, между тем вооружил против башкиров тептярей и мещеряков 54, обещал прощение тем из возмутившихся, которые изъявят раскаяние, а за голову Батырши и его первых помощников назначил важные денежные награды. В киргиз-казачьи орды тайно послал он от имени оренбургского ахуна на татарском языке объявления, в которых сей старейшина магометанского духовенства будто бы похвалял восстание башкиров, но опасался, что они, сделавшись независимыми от России, нападут на киргиз-казаков и поработят их.

 

Когда вспомогательные войска пришли и вступили в Башкирию, то жители ее, не имея сил противиться соединенным против них русским, калмыкам, тептярам и мещерякам, бежали с женами и детьми в числе 50000 человек за Урал. Множество из них перебито при переходе чрез реку, прочие скрылись в киргиз-казачьих ордах. Оставшиеся в жилищах своих просили пощады, но раскаяние их было нечистосердечно, и все ожидали нового возмущения. Для предупреждения оного, особенно же для воспрепятствования башкирам соединиться с киргиз-казаками, Неплюев принужден был приступить к мере весьма жестокой, но в то время и в том крае необходимой. Он отдал во власть киргиз-казаков жен и детей тех башкиров, которые бежали к ним из России. Министерство Елисаветы желало обезопасить границу средствами более сообразными с правилами человеколюбия и кротости, но должно было уступить силе обстоятельств, и Неплюев известил письмами хана, султанов и знатнейших старейшин киргиз-казачьих, что все жены и дочери скрывающихся у них башкиров отдаются им с тем, однако ж, чтобы они мужей и отцов выдали на линию или, по крайней мере, изгнали из орд казачьих. За выдачу беглецов были обещаны и другие награды.

 

Сластолюбивые киргизы с жадностию поспешили овладеть предоставленными им женщинами. Башкиры стали защищать свои семейства, но будучи малочисленны, не могли устоять и частию на месте лишились жизни, частию были выданы русским или сами возвратились в свои жилища с твердым и нетерпеливым намерением отмстить казачьим ордам.

 

Гнев и ревность немедленно вооружили в Башкирии толпы мстителей, кои просили у начальства позволения ехать за Урал. Неплюев отвечал, что государыня не позволяет переходить границу, а между тем тайным образом велел начальникам крепостей и кордонов не замечать самовольных переходов из Башкирии в степи зауральские. Пользуясь мнимою оплошностию стражи русской, толпы башкиров устремились в орды казачьи, и, нападая на них, грабили, убивали, разоряли, а жен и детей увозили.

 

© А. И. ЛЕВШИН "ОПИСАНИЕ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ"

В этом великая "заслуга" хана Нуралы и царской администрации.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Недавно читал с оригинала Топография Оренбурга Рычкова от 1762 года,там он пишет про численность башкир бежавших к киргиз кайсакам в 1755 году 10 тысяч душ мужского и женского пола,а не 50 тысяч как пишут сейчас и до этого. Начиная с Вяткина итд. Далее пишет что возвратилось назад около 5 с половиной тысяч.

Видимо произошла ошибка, его слова приняли за кибитки и умножили на 5 как обычно принято в науке. А на днях у башкирского историка Таймасова тоже самое прочитал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0